Как обмануть ГЛОНАСС? Легко!

Чтобы ответить на вопрос следует разобраться с другим - зачем обманывать ГЛОНАСС? Причин может быть немало, и вот основные из них:

1. Использовать служебное авто для поездок по своим делам. Один мой знакомый предприниматель с продуктовым магазином в поселке Кандры расширил бизнес. Для доставки продуктов в несколько точек нанял водителя на ГАЗель, которой управлял до этого только сам. За короткое время его любимая машина пришла в негодность и стала требовать замены множества запасных частей. Разбираясь в причинах, мой знакомый выяснил, что его водитель в это время строил себе дом и очень хорошо экономил на доставке стройматериалов.

2. Приписывать лишние расходы на топливо. В этом варианте, наоборот, машина пробегает сотни тысяч километров, а всё как новенькая. Так, с одной Тойота Прадо (расход бензина более 20 литров на сотню) наши работники сняли подмотчик спидометра (правильно будет одометра). Водитель возил очень важного человека, часто бывало в соседние города за 150-200 км. Поэтому он ежедневно записывал в путевой лист пробег не менее чем 400-500 км и списывал бензин по нормативу 25 л на 100 км. За год выходило более чем 150 тысяч км пробега. К слову, состояние авто было почти идеальное, а с излишним топливом водитель разбирался по своей нехитрой схеме.

Следовательно самые интересные для «ломания» параметры – это местоположение, пробег и маршрут движения. Технически в системе мониторинга за это отвечают: антенна (таблетка размером с наручные часы) и модуль мониторинга (трекер).

Самые простые способы 

Чтобы скрыть факт использования машины и обмануть ГЛОНАСС, проще всего отсоединить питание модуля – например, вынуть предохранитель, через который он подключен. Если нет доступа к предохранителю, то известен способ на некоторых дизельных авто (например КАМАЗы 80-х годов) после запуска двигателя отключить массу и двигаться совсем без приборов. В этом случае в системе будет казаться, что ТС находится на одном месте и никуда не выезжает. При возвращении из «левой поездки» на то же место и восстановления электропитания доказать ее факт смогут только если постоянно сверяют показания спидометра с отчетами пробега по ГЛОНАСС.

Если такая сверка происходит, то на время «левой поездки» нужно еще отключать разъем датчика скорости (на древних машинах типа ЗИЛ используется трос). При этом спидометр не будет показывать скорость и считать пробег, поэтому топливо на эту поездку водителю нужно заправлять за свой счет и контролировать скорость по навигатору либо «на глазок». Но на многих современных авто сигнал скорости идет в бортовой компьютер от АБС, поэтому не на всех машинах возможно скрыть такой перепробег.

В случаях, если все места подключения и предохранители опломбированы (как на ТС наших клиентов), либо есть потребность «накрутить» пробег в большую сторону, то придется сломать ГЛОНАСС по-другому - лишить систему возможности видеть спутники. В большинстве устройств антенна ГЛОНАСС с кабелем длиной около 1,5 метра подсоединяется к модулю и самое простое – отключить своими руками разъем на время «махинаций» либо до проверки специалистом.

Как правило, в устройство подключена вторая антенна для передачи GSM сигнала по сотовой сети (пластиковая пластина длиной около 10 см и шириной 2 см) и если её отсоединить от прибора, то авто пропадет со связи, но после восстановления соединения накопленные в памяти устройства данные будут переданы в систему. Многие компании установщики систем мониторинга не заморачиваются с контролем целостности разъемов антенны. Поэтому водитель может отсоединить антенну, и автомобиль «зависнет» на одном месте.


В нужное время соединение восстанавливают, и на вопросы есть универсальный ответ: «ничего не видел». Для того, чтобы предотвратить такие случаи, мы в компании АКС пломбируем и фотографируем каждый номер наклеенной пломбы.

Но, что делать если установлены приборы с компактным исполнением и встроенными антеннами, либо если антенны запломбированы (как у наших заказчиков)? Заглушить антенну можно, если найти её и накрыть толстым металлом (чугунная сковородка), либо обернуть свинцом. Следует учесть, что чем современнее оборудование ГЛОНАСС и чувствительнее приемник, тем больше должен быть слой металлического экрана, например применяемые для наших клиентов модули безошибочно определяют координаты даже при размещении под капотом или внутри металлической панели приборов.


Другой способ сделать чтобы ГЛОНАСС не показывал – заказать через интернет «глушилку» спутникового сигнала и включать ее в кабине через прикуриватель, но в то же время будут глушиться, либо значительно ухудшаться другие сигналы (радио, сотовая связь), не говоря уже о возможном вреде здоровья (особенно мужского) от повышенного излучения. Еще можно попробовать повредить кабель, идущий к антенне (передавить в месте изгиба), либо воткнуть в кабель на время иголку и замкнуть центральную жилу с оплеткой кабеля.

Если сделать это в зоне отсутствия спутникового сигнала – в подземном паркинге, металлическом гараже, то у диспетчера в программе будет казаться что приемник просто «залип». Не у всех компаний налажен постоянный контроль работы системы мониторинга и оперативный выезд для устранения сбоев, поэтому до проверки может пройти от нескольких дней до нескольких недель со свободным использованием транспорта в личных целях.

По этой причине мы не работаем с самыми простыми моделями трекеров, наиболее распространенными в нашем регионе. Трекеры по параметру «подешевле» не анализируют дополнительные параметры ТС:
· изменение напряжения борт сети;
· обороты двигателя;
· вибрацию по акселерометру;
· не считывают данные через CAN-шину бортового компьютера;
· не определяют координаты местоположения по вышкам сотовой сети;
· не имеют возможности определять время, место и факт включения «глушилки ГЛОНАСС»

Но в конкурентной борьбе цена часто является решающим фактором, поэтому многие вынуждены экономить буквально на всём: на оборудовании, установщиках, технической поддержке. И как следствие доказать фактический пробег, время начала и завершения движения, работы двигателя становится нереально.

Это были самые простые способы обхода системы мониторинга. А о вариантах поизощреннее можно будет почитать в следующей статье Как обмануть ГЛОНАСС с тахографом: по-варварски и не очень