Как обмануть ГЛОНАСС с тахографом: по-варварски и не очень

Эта тема очень интересует водителя транспорта с системой мониторинга. И актуальной она становится сразу после установки модуля ГЛОНАСС на автомобиль. Раньше это был личный транспорт водителя со своим внутренним миром в кабине – красивые наклейки, любимая музыка, личные вещи, презервативы, посуда, а также свобода – еду куда хочу, когда и как хочу!

А потом появилось маленькое непонятное устройство. И сразу возник конфликт внутреннего состояния с мыслями в голове – как можно обойти ГЛОНАСС и как теперь с этим жить? Нечто подобное происходит с призывниками в первые дни службы в армии – требования устава и приказы командиров кажутся страшным кошмаром, хотя через два-три месяца адаптации налаживается ритм жизни со своими новыми событиями и даже веселыми моментами.

Самые простые способы устранения препятствия в виде системы мониторинга рассмотрены в статье Как обмануть ГЛОНАСС? Легко! В продолжение темы рассмотрим способы посложнее.

Способы для авто с тахографом 

На грузовых авто в большинстве случаев установлен еще и тахограф, который тоже фиксирует время движения и пройденное расстояние. Чтобы не было расхождения в пробеге по спидометру и тахографу, водители применяют «подмотки тахографа», которые устанавливают между датчиком скорости и тахографом (в этом случае пробег мотается синхронно). Но чтобы не было ошибки и сбоев в тахографе с СКЗИ антенну водителям тоже приходится отключать. Наши заказчики борются с этим тем, что своевременно считывают тахографические карты водителя и используют специальное программное обеспечение для анализа соблюдения ими РТиО (режима труда и отдыха). Это позволяет быстро выявлять подобные махинации. Так же выявить обман поможет грамотный инспектор или механик предприятия, регулярно анализируя распечатки скоростных режимов с тахографа.

В грузовых фурах Мерседес, МАН, Вольво, СКАНИЯ, ДАФ и других иномарках с европейскими аналоговыми (шайбовыми) или цифровыми тахографами невозможно установить подмотку, потому что опломбированы разъемы датчика скорости и бронированный кабель. Как на таких машинах накрутить пробег? Есть такой способ - вывесить ведущие колеса на домкратах и включить скорость, при этом машина стоит (обычно ночью во время отдых на стоянке у дороги), колеса крутятся вхолостую, а пробег пишется, но тахограф зафиксирует нарушение режима труда и отдыха.

На спецтехнике, которая часто работает на одном месте (бульдозеры, экскаваторы, дизельные электростанции и пр.) глушить сигнал не актуально, так как списание топлива привязано не к пробегу, а к моточасам. Во многих случаях установщики бюджетных версий трекеров берут сигнал о факте работы с замка зажигания, поэтому часто, чтобы обмануть ГЛОНАСС достаточно даже не заводить двигатель. Для приписки количества моточасов надо просто оставить на продолжительное время ключ в положении «зажигание включено» -- и списывать топливо по максимальному нормативу.


Варварские способы

Есть еще варварские способы воздействия на систему – например найти щель и залить трекер водой. А у нас был случай, когда в одном из неисправных модулей оказалась аккумуляторная кислота. Более аккуратным и менее заметным будет воздействие электричеством – если вдруг монтажники наивным образом оставляют разъемы доступными (наши не оставляют).

По результатам испытаний Башкирской метрологической лаборатории в 2013 году на соответствие требований 285 приказа из всех приборов 13-ти проверенных производителей оборудования ГЛОНАСС мониторинга после напряжения свыше 50 вольт остались работоспособными только три экземпляра (удалось легко сломать 10 ГЛОНАСС устройств - большинство железок умерло после подачи напряжения чуть более 36 вольт). На многих ТС бюджетные трекеры ГЛОНАСС/GPS умирают сами даже без манипуляций, поэтому у меня есть такой ответ на вопрос: «что сделать, чтобы ГЛОНАСС не показывал?» - при производстве сварных работ выполнять их без отключения клемм с аккумулятора автомобиля.

Чтобы без следов вмешательства самостоятельно грамотно отключить ГЛОНАСС модуль, достаточно подать массу на контакт плюсового провода на его разъеме (тогда сгорит предохранитель, а трекер останется отключенным, но целым). Чтобы нарушить работу и самому сломать ГЛОНАСС на автомобиле (сжечь трекер) нужно подать плюс в другие контакты доступные для подключения, например вход от датчика положения механизма или ДУТ. Если прибор устоял – есть вариант использовать повышенное напряжение, вплоть до 220 Вольт, но очень аккуратно - технику безопасности никто не отменял! Данный способ не сработает в применяемых нашей компанией модулях, выдерживающих кратковременную подачу напряжения до 1000В на любой из входов.

Однако опытный и заинтересованный в результате специалист сможет определить факт повреждения антенны, попадания жидкостей, подключения в клеммы по следам оплавления и искрения.

Способ для самых упорных 

Что же делать, если все разъемы закрыты защитными крышками и опломбированы (как это мы делаем у наших клиентов)? Как сломать ГЛОНАСС чтобы не показывал совсем? Самые упорные идут до конца - используют электрошокер - он развивает напряжение свыше тысячи вольт и голубые разряды в антенну, кабель и прибор наверняка вызовут необратимые воздействия и трекер откажется работать. Если в прибор при производстве не встроены специальные маркеры, как у тех, которые мы ставим своим клиентам, то доказать воздействие повышенным напряжением от электрошокера невозможно.

Наверняка есть еще способы как самому отключить ГЛОНАСС, которые я не перечислил, но эти основные и применяются по моему опыту в 90% случаях. А о том, что делать, чтобы обман предотвратить, читайте в статье Как уберечь Ваш ГЛОНАСС.